https://www.traditionrolex.com/29

Сотовая связь и Wi-fi на борту самолета

Наличие Wi-fi в самолете помогает скоротать время полета и оставаться на связи с близкими или коллегами. 94% путешественников считают, что интернет на борту самолета делает перелет комфортнее. Но как он работает, почему до сих пор не везде есть и можно ли использовать мобильную связь в полете? Не вредит ли пользование телефоном в самолете работе приборов? И можно ли пользоваться мобильным интернетом в самолете во время полета, чтобы полистать социальные сети? Разбираемся в этой статье.

связь и wi-fi в самолете

“Радиоволны от телефонов, электронных книжек и прочих гаджетов могут помешать работе бортовых приборов” - раньше авиакомпании именно так объясняли, почему нельзя пользоваться интернетом, совершать звонки и даже включать устройства в самолете во время полета. Эти времена давно прошли - сейчас мы спокойно используем любую технику на борту, а некоторые компании предоставляют услугу доступа в интернет. И существует две схемы предоставления авиакомпаниями интернета в самолете.

Система Air-To-Ground (Земля-Воздух)

Принцип технологии такой же, как и доступ в сеть у операторов связи. Передатчики, установленные в самолете, связываются с базовыми наземными станциями. Но в отличие от вышек сотовой связи ATG-вышки направляют сигнал вверх, а не вниз, и во время полета сигнал поступает с вышек, над которыми пролетает самолет. В бортовом сервере установлен модем, который преобразует радиосигналы в компьютерные и наоборот, обеспечивая интернетом в самолете пассажиров. Те, в свою очередь, получают доступ в сеть через точки доступа Wi-fi. Иногда авиакомпании используют ретрансляторы для улучшения сигнала. Пару слов о том, что такое ретранслятор в самолете: это устройство-дополнение к основной точке доступа, усиливающее сигнал, которое часто используют для обслуживания больших территорий.

Впервые систему Air-to-Ground начала использовать американская компания Gogo около 15 лет назад. Сейчас такая схема работы выгодна для перевозчика, но неудобна для пассажиров. Вышки расположены неравномерно, и сигнал часто пропадает, особенно в районе пустынь и водоемов. А скорость передачи данных оставляет желать лучшего - даже проверка электронной почту займет уйму времени.

Спутниковая система

В отличие от предыдущей системы спутниковая связь гораздо более стабильная и быстрая. Именно поэтому спутниковую систему использует большинство авиакомпаний, в чьих самолетах есть вай-фай или связанные с ним сервисы. Антенны устанавливаются на самом самолете и получают сигнал со спутников. Специальное устройство на борту контролирует движение антенны, которой приходится регулировать свое положение из-за больших расстояний и скорости движения самолета и спутников. Но даже при длительном перелете такое переподключение обычно происходит один раз. Благодаря работе на более высоких частотах спутниковый интернет в самолете позволяет пользоваться связью со скоростью от 20 до 100 Мбит/с.

Но есть недостатки и у спутниковой связи.

  • Дорогое оборудование и дорогое обслуживание. Спутниковый интернет для телефонов в самолете - отличный вариант для международных рейсов, но не выгодный для региональных маршрутов.
  • Общая скорость такого интернета выше, но задержка загрузки веб-страниц - больше.
  • Спутниковый интернет требует дополнительных затрат на топливо, так как антенны на самолете создают аэродинамические помехи и увеличивают сопротивление.

Ловит ли сотовая связь в самолете?

Мобильная связь перестает работать на высоте более 3000 км. Излучение радиосигнала вверх специально ограничивается операторами, чтобы сигнал на земле был более устойчивым. Чтобы интернет и мобильная связь были доступны пассажирам в самолете, на борту устанавливают компактные базовые станции - пикосоты. Такие же станции используются в торговых центрах, на вокзалах и аэропортах, где нет необходимости в стандартных базовых станциях. Пикосоты на борту самолета с помощью антенн соединяются с наземными сетями, а сигнал передается по спутниковым каналам. В авиалайнерах с пикосотами на вопрос “Можно ли разговаривать в самолете по телефону?” ответ будет “Да”. Кстати, такие станции сокращают расстояние до антенны и не создают помехи для бортовых систем. К тому же GSM-станции не мешают полетным системам благодаря, так как работают на других радиочастотах.

Почему тогда мобильная связь так мало используется в авиации?

Все дело в огромных затратах на такие проекты и долгом сроке окупаемости. Пассажиры не так часто звонят или отправляют смс в полете, а для пользования интернетом дешевле установить на борту Wi-fi. Аренда каналов оплачивается круглосуточно, а услуга не востребована и дорога. Несмотря на то, что пикосота небольшая и весит около 1кг, ее монтаж и использование обойдется в миллион долларов. Срок окупаемости при этом составит 5-10 лет. Эта услуга бьет по карману не только авиакомпании, но и пассажирам: звонки в полете оплачиваются по тарифам роуминга, а домашний оператор должен заключать международное роуминговое соглашение с поставщиком услуги. В свое время мобильную связь и интернет в самолете с помощью GSM-станций пытались реализовать “Аэрофлот” и “Мегафон”, но проект свернули спустя шесть лет из-за низкой рентабельности.

Еще один способ обеспечить телефон в самолете связью и интернетом - спутниковые сети. Самолет “ловит” сигнал, а пассажиры в салоне получают возможность звонить и выходить в интернет с помощью Wi-fi. Но ждать быстрой работы сети в таком случае не стоит.

Есть ли интернет в самолете в России

Если на многих зарубежных авиалиниях уже доступна услуга Wi-fi в самолете, то в России интернет доступен только пассажирам “Аэрофлота”. В 2012 году “Аэрофлот” на некоторых авиалайнерах запустил услугу “Интернет на борту” и обеспечил пассажиров платным Wi-Fi. Авиаперевозчик не останавливается на этом - компания уже запустила проект, в рамках которого пассажиры смогут за 1000 рублей пользоваться безлимитным интернетом.

Возникает вопрос: есть ли в самолетах других авиакомпаний России вай-фай, или пока “Аэрофлот” впереди планеты всей? Wi-fi есть еще у перевозчиков “Россия” и “S7”, но используют они его для локальных мультимедийных систем. Доступ в систему пассажиры получают через интернет, но могут серфить только в рамках этой системы: смотреть уже загруженные доступные фильмы, передачи, слушать музыку.

Сейчас включать телефон на борту, пользоваться интернетом и даже звонить в самолете безопасно - но пока на территории России у нас почти нет такой возможности. И пока мы задаемся вопросом, работает ли хотя бы 3G в самолете российского перевозчика, зарубежная компания Gogo планирует в 2021 году запустить 5G на самолетах, оборудованных ATG. Надеемся, что скоро и на российских авиарейсах мы сможем проверять новости, почту, слушать музыку онлайн и оставаться на связи.

Хотите узнать больше? Мы продемонстрируем все возможности в нашем офисе.
Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры согласуют удобное время встречи.

Отправить заявку на демонстрацию
https://www.traditionrolex.com/29
https://www.traditionrolex.com/29