2020 год стал проверкой на прочность для всех ─ в том числе для телекоммуникационных компаний, которым пришлось резко перестраивать работу под колоссальный рост трафика. А параллельно на пятки наступает eSIM и 5G... Об особенностях внедрения биллинга в 2020 году и ближайших тенденциях ─ в этой статье.
Сначала поговорим о том, что уже известно, но набирает обороты.
Персонализация тарифов
Тарифы, который пользователь настраивает под себя ─ новый тренд, который становится нормой. Абонент сам выбирает, сколько ему нужно интернета, звонков, минут и сервисов. Пакеты связи настраивается с точностью до минуты и гигабайта. Чтобы запустить персонализированные услуги, нужна тонкая настройка в биллинге ─ и операторы начинают дорабатывать или обновлять АСР, чтобы не отставать от рынка.
Единая система
Операторы и провайдеры, которые еще не успели объединить разрозненные биллинги в один, торопятся сделать это как можно быстрее. Делается это в основном для сокращения Time-to-market, упрощения создания пакетных предложений и снижения операционных расходов.
MVNO
Если вы думаете, что время MVNO прошло, то спешим заверить, что это не так. Продуктовые ритейлеры и корпорации (Магнит, Яндекс) готовятся к запуску собственных виртуальных операторов, MVNO создаются даже для государственных нужд (ГЛОНАСС). С ростом количества MVNO растет и потребность в простом, недорогом, но при этом современном функциональном биллинге, который поможет быстро стартовать и обеспечит быстрый выпуск продуктов. Не последнюю роль играет и маркетинговый блок. Стартаперы все чаще обращают внимание на облачный биллинг, который закрывает все эти потребности.
Есть и еще одна тенденция ─ виртуальные операторы не просто выбирают модель Full MVNO, но и готовы серьезно дорабатывать биллинг, чтобы выпускать VIP-сервисы или предоставлять премиальное обслуживание (Next Mobile).
Экосистемы
Отдельно биллинг внедряют все реже ─ теперь операторы и провайдеры предпочитают обзаводиться целой экосистемой с биллингом во главе. Вместе с АСР внедряют сразу программы для работы с партнерами, для управления оборудованием, BPM, личный кабинет абонентов. Это удобно ─ чаще всего такая экосистема от одного вендора, так что системы легко интегрируются друг с другом и правильно обмениваются информацией.
А теперь поговорим о новшествах ─ чем удивили проекты в этом году и тенденции биллинга в 2021.
Биллинг 2020 ─ новые идеи и технологии
Операторы покупают разработчиков биллинга
Tele2 купил своего партнера Bercut Ltd, который много лет обслуживал и дорабатывал биллинг оператора. По словам представителей, это закономерное развитие многолетней работы и аккумуляции опыта. Теперь IT-поставщик целиком в распоряжении Tele2: это позволит сократить затраты на поддержание биллинга, ускорить запуск новинок, расширить портфель продуктов и быстро корректировать текущие сервисы. В том числе это повлияет и на “фабрику MVNO” ─ оператор будет активно развивать биллинг для виртуальных операторов, работающих на инфраструктуре Tele2, чтобы те предоставляли клиентам инновационные продукты. Возможно, такая эволюция бизнеса оператора связи станет не последней и в скором времени мы узнаем о подобных поглощениях у других игроков рынка.
OTT-сервисы и партнерство
Важность быстрой и качественной доставки мультимедийного контента растет, операторы активно заключают партнерства с онлайн-кинотеатрами, блогерами и т.п. Помимо этого развиваются коллаборации и партнерские предложения. Что это значит для биллинга? Для создания комплексных решений нужна прямая интеграция в биллинг оператора, а сама АСР должна поддерживать разные модели тарификации продуктов партнера и возможность встраивать их в другие сервисы. Еще один вариант реализации договоренностей ─ экосистемы от вендора биллинга, в которую включена программа для работы с партнерами.
Биллинг для eSIM
Операторы уже начали налаживать бизнес-процессы для подключения абонентов с помощью eSIM ─ некоторые из них уже начали использовать новую технологию, а некоторые подготавливают почву. Хорошая новость ─ с точки зрения биллинга (часть BSS) и железа внедрение eSIM будет для операторов не затратным. Меняется только процесс подключения: здесь изменения уже принципиальные и требуют переработки процессов. Скоро готовое решение для подключения eSIM в биллинге будет обязательным условием для вендоров.
Биллинг для 5G
Пора готовить биллинги к сетям 5G: в 2020 году Huawei уже запустила первый конвергентный биллинг для монетизации сетей 5G с автономной архитектурой. Для работы с сетями нового поколения нужна универсальная, открытая и гибкая биллинговая система, обеспечивающая монетизацию на всех уровнях. Биллинг должен поддерживать сотни сочетания 5G-услуг, сети с автономной и неавтономной архитектурой, а также желательно контейнеризацию и виртуализацию для сокращения операционных затрат и сокращения времени запуска проектов.
Подведем итог: биллинг 2021 года ─ это гибкий биллинг с персонализацией тарифов, возможностью подключения сложных партнерских программ и готовностью к новым технологиям. Сложно? Да. Интересно? Как разработчики биллинговых систем, мы ответим ─ еще бы!