Биллинг для телекома

Активное развитие и распространение IP-телефонии и интернета, а также появление большого количества разных операторов связи спровоцировало острую конкуренцию и изменение абонентской базы. Именно информационная поддержка помогает успешно решать задачи компаниям, которые предоставляют разные услуги связи.

биллинг для телекома

Классификация

Различия биллинговых систем зафиксированы в специальном документе “Общие технические требования на автоматизированные системы расчетов”. В соответствии с этим документам данную систему можно классифицировать по следующим признакам:

  • Функциональный уровень.
  • Максимальная емкость сети.
  • Номенклатура услуг и служб.
  • Серийность производства.

Характерные отличия

Еще недавно понятие “телекоммуникации” не требовало дополнительных разъяснений. В настоящее время действуют два основных вида связи, между которыми постоянно идет сравнение - это мобильная и фиксированная.

Рабочий процесс биллинговых систем как фиксированной, так и мобильной связи в области расчетов с абонентами имеет много сходства. Существует параллель в расчете тарификации проводимых вызовов и начислений, а также в выставлении абонентам счетов и учете проводимых платежей.

Однако существуют и отличительные особенности биллинговых систем обоих видов связи. Прежде всего наблюдается отличительная особенность в материальной инфраструктуре операторов, которая напрямую влияет на работу с абонентами. В фиксированной связи для того, чтобы подключить абонента и предоставить ему полный пакет услуг, необходимо наличие свободных линий. Поэтому отличительной чертой подобных биллинговых систем является постоянная поддержка в них линейно-технического учета или совместная работа с другими внешними системами, которые ведут такой учет.

Для проведения бесперебойного рабочего процесса на абонентских линиях создаются специальные подразделения. Если у каждого оператора связи имеется абонентский отдел, куда могут обращаться все пользователи услуг, то в фиксированной связи такие абонентские отделы являются своего рода второстепенным отделом для прямой связи с абонентами. Несомненно такое общение в биллинге должно быть. Это отличительные моменты, которые вызваны объективными факторами.

Что касается субъективных отличий биллинга фиксированной связи для России, то к ним можно отнести учет поступающих заявок на установку телефона, льготное обслуживание, наличие телефонов с блокировкой и др.

Область использования

Востребованность в биллинговой системе возникает только в том случае, когда идет речь о масштабной продаже услуг связи. Использование биллинга допустимо на следующих объектах:

  • Сети национальных или региональных операторов.
  • Сети альтернативных операторов, а также операторов IP-телефонии.
  • Корпоративные и ведомственные сети.

Что касается ведомственных сетей, то здесь задействована сеть национального масштаба, к примеру, газовая и нефтяная область. Корпоративные сети используются в основном организациями, которые работают в пределах одной или нескольких производственных площадок, зачастую располагающихся на территории одного населенного пункта.

В прошлом целью основной деятельности владельцев ведомственных, а также корпоративных сетей было решение только служебных задач, но никак не рыночных. Обслуживание населения для них не носило первоочередный характер. И если устанавливалась биллинговая система, то только для реализации утилитарных целей, которая не являлась поддержкой для бизнеса. К примеру, проводился учет трафика или внутреннего хозрасчета. При этом биллинг не выступал в качестве поддержки бизнеса. Однако в данном рыночном сегменте образовалась и коммерческая заинтересованность к предоставлению услуг связи.

Крупные операторы выдвигают некоторые требования к биллингу. Важное значение при этом имеет не только размер абонентской базы, но и возможность данной системы функционировать с разнообразным коммутационным оборудованием, находящемся во многих часовых поясах. Также важно наличие тарифных планов с учетом масштабной географической протяженностью сети, наличие филиалов и единой технологии платежной системы.

Возникающая в последнее время тенденция к конвергенции большинства технологий, скорее всего устранит в ближайшее время основание для разделения функций биллинга по видам связи.

Функциональность

Основными задачами биллинговых систем считаются следующие:

  • Регистрационная процедура, а также учет всех абонентов сетей связи.
  • Управление номенклатурой и объемом предоставляемых услуг связи, произведение расчета их стоимости.
  • Регулярный контроль за своевременным поступлением оплаты услуг, а также выставление счетов.
  • Предоставление справочно-информационной услуги для всех абонентов и пользователей данной системы.
  • Наличие всех необходимых документов информационного, финансового и статистического характера.

АСР большой емкости

Биллинг, который используется операторами фиксированной связи с большой абонентской базой (около 1 миллиона и выше), должен разрабатываться специализированными предприятиями. Для такого решения выделены некоторые особенности:

  • Универсальность. Сюда относится: поддержка в основном всех востребованных видов связи и предоставляемых услуг; возможность работы с большим выбором коммутационного оборудования; быстрая адаптация к различным условиям оператора связи.
  • Масштаб. Включает в себя возможность в обработке меняющегося объема информации; отсутствие каких-либо ограничительных мер на количество имеющихся рабочих мест, работа с серверами и операционными системами разных разработчиков.
  • Гибкость. Подразумевает возможность работы с любым количеством тарифных планов как с кредитной, так и авансовой формой платежей, а также с несколькими вариантами оплаты услуг.
  • Модульность. Способность выбора необходимой конфигурации модулей АСР.

Еще к особенностям биллинга для операторов фиксированной связи можно причислить:

  • Качественный контроль за дебиторской задолженностью, что подразумевает быстрое определение должников и оперативную работу с ними.
  • Высокая степень защищенности информации, что означает соответствие законодательным актам, создание эффективной системы прав и полномочий, а также полный контроль за всеми обращениями пользователей биллинговой системы средствами как СУБД, так и самой системы.

Хотите узнать больше? Мы продемонстрируем все возможности в нашем офисе.
Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры согласуют удобное время встречи.

Отправить заявку на демонстрацию