История создания биллинговых систем

История телефонной связи начинается 14 февраля 1876 года. В указанный день знаменитый изобретатель Александр Белл подал заявку для получения патента на телефон.

создание биллинга

Инженерную новинку высоко оценили. Поэтому уже в следующем году в США обустроили первую телефонную станцию. Через 5 лет телефонные аппараты заработали в Москве, Берлине, Варшаве и других европейских столицах. Несмотря на дороговизну, новая связь была очень востребована и быстро распространялась. Например, к 1922 году в США насчитывалось свыше 10 млн аппаратов.

С возникновением телефонной связи начали развиваться и биллинговые системы. Они прошли несколько этапов эволюции (появление междугородной связи, повременные соединения и т.д.). Однако наиболее стремительный рывок в развитии биллинга произошел в эру сотовой связи.

Телефонная связь на заре своего развития

В позапрошлом столетии московские газеты пестрили рекламными объявлениями, в которых уполномоченный конторы московских телефонов обращался ко всем учреждениям и лицам, желающим обзавестись телефоном, с просьбой писать соответствующее заявление. В ту пору за годовой абонемент нужно было выложить 250 руб. Для примера, средняя месячная зарплата рабочего составляла 60 руб. В переводе на современные цены абонентская плата за год обошлась бы примерно в 400 000 руб.

Но высокие цены не мешали распространению телефонной связи. Так, к началу 20 столетия в Петербурге и Москве функционировало порядка 7 тысяч аппаратов. Начала возникать конкуренция и даже ценовые войны между операторами. Например, «Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество» предлагало абонплату до 79 рублей, тогда как у предыдущей фирмы «Белла» она была 250 рублей. Подобная тенденция оказала положительное влияние на развитие телефонии в России. Вскоре московская телефонная станция оказалась самой большой в Европе. На ее обслуживании находилось 60 000 абонентов. Между Петербургом и Москвой было протянуто 660 км линий, что на 162 км длиннее линии Париж-Лондон.

С увеличением количества абонентов, а также появлением «межгорода» простое начисление абонентской платы стало невозможным. Поэтому для расчета начали использовать машиносчетные станции, а со временем простейшие арифмометры. Примерно в середине 20-го века появились перфорационные машины и электромеханические арифмометры. В 70-х годах уже применяется электроника — биллинг обслуживают ЭВМ. Тем не менее, подобная техника некоторые расчеты все-таки выполнить не могла. К примеру, недостижимой оставалась повременная тарификация. Это было обусловлено невозможностью регистрации времени соединения коммутаторами тех времен. Повременную оплату использовали лишь для междугородних переговоров, где телефонистка могла фиксировать время соединения.

Ситуация изменилась в середине 70-х годов, когда появились специальные устройства — Аппаратура Повременного Учета Соединений (АПУС). Они устанавливались в качестве дополнительного оборудования на эксплуатируемые коммутаторы и системы АОН звонящего абонента. С помощью устройства АПУС автоматически определялся номер звонящего. Далее абоненту выставлялся счет для оплаты.

Состояние отрасли связи в преддверии эры интернета

Сегодня довольно затруднительно представить, что еще полвека назад в телефонии царила монополия, а телефон был особой ценностью. В те годы возможности операторов и запросы абонентов не выходили за рамки голосового общения. Так что телекоммуникационные компании никуда не торопились.

Также происходило и с биллингом, главной целью которого было упрощение сбора абонентской платы. Тогдашние биллинговые системы — это многотерминальные системы с центральной ЭВМ, пакетной обработкой информации, множеством строк машинного кода, сложным интерфейсом.

Сейчас количество ежедневных вызовов, обрабатываемых отечественными операторами, достигает 1 млрд. Каждый месяц выставляются сотни миллионов счетов. Между тем, софтописание продолжает активно развиваться. Современные технологии, с помощью доменной архитектуры, дают возможность разрабатывать гибкие решения, готовые к масштабированию и интеграции. Функциональный контур «Биллинг и финансы» все также объединяет расчеты prepaid и post-paid, жизненные циклы balance-management, онлайн-начисления, управление дебиторской задолженностью. Трафиковая составляющая в своем разнообразии входит в контур Policy. Несколько выше описанных базисных блоков находится замечательный домен Ordering, управляющий сбором заказов и подключением продуктов. Он работает в связке с CRM и продуктовым каталогом.

Стоит отметить, что 10 лет назад ряд экспертов предрекали слияние CRM и биллинга. Но сегодня видно, что системы отдалились друг от друга, хотя их интеграция становится более тесной. Такая тенденция обусловлена параллельным развитием двух систем. Иногда слишком развитая и мощная CRM дает возможность оператору поменять биллинговое ядро не меняя CRM, которую он развивает отдельно. При этом, CRM может быть не отраслевая, а просто иметь хорошую кастомизацию.

Большая часть людей даже не подозревает, сколько создано и развернуто IT-продуктов для обслуживания их потребности в связи. К тому же, эти продукты постоянно развиваются, чтобы уметь предоставлять новые услуги.

Хотите узнать больше? Мы продемонстрируем все возможности в нашем офисе.
Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры согласуют удобное время встречи.

Отправить заявку на демонстрацию