Больше, чем биллинг, или как не просчитаться, выбирая биллинговую систему для телекома

Часто небольшая компания решает вопрос биллинга и, посмотрев на цены, выбирает недорогое решение в “коробке”. То есть ядро биллинговой системы, которую затем можно доработать с учетом своих потребностей. И часто это оказывается ловушкой. Дорабатывать систему приходится довольно серьезно, что влечет за собой проблему —  зависимость от конкретных сотрудников. При этом “коробка” обходится компании в 300-500 тысяч рублей. Немного по меркам биллинговых систем. Но техническая поддержка, на которую рассчитывает заказчик, действует бесплатно в среднем 3 часа в месяц. Сверх “нормы”  — примерно 3000 за час. С учетом того, сколько мелких проблем приходиться решать, особенно на первых порах, это вылетает в копеечку и не оправдывает расчета на экономию. Что же делать?

Биллинговая система для телеком

Альтернатива  —  “облачные” решения по модели SaaS, которые на российском рынке представляет компания “Форвард-Телеком”. Перспектива передать данные своих абонентов в облако, то есть на сторонние сервера, часто пугает телекоммуникационные компании. Однако простое сравнение показывает, что дата-центры компаний, специализирующихся на SaaS, оказываются гораздо более защищенными с точки зрения защиты от взлома, и более надежными в смысле отказоустойчивости. Сказывается опыт.

Как собрать конструктор: кастомизация и интеграция

Биллинг, взятый в аренду по модели SaaS (soft-as-a-service), к которому компания имеет доступ через облако, оказывается лишен многих недостатков купленного ПО, поддерживаемого штатными сотрудниками.

Во-первых, он уже сертифицирован в Министерстве связи. В случае с линейкой программных продуктов “Форвард-Телеком”, это сертификат на работу под нагрузкой до 25 млн абонентов.

Отсюда во-вторых: как бы ни росло число клиентов, с таким биллингом не придется думать о том, выдержат ли старые серверы новую нагрузку  —  все уже учтено.

В-третьих, это ответственность за стабильную работу и техническую поддержку биллинговой системы, которую берет на себя интегратор, и за которую, по сути, телеком-компания и платит. С SaaS невозможно ситуация, когда что-то “полетело”, и при этом пользователь системы остался с проблемой один на один.

Наконец, значение имеет и стоимость биллинга. Биллинг от “Форвард-Телеком”, например, не только включает в себя те функции и характеристики, которые мы перечислили в самом начале. Он на технологическом уровне уверенно конкурирует с лидерами западного рынка, а обойдется значительно дешевле.

Forward Billing как пример

Впрочем, Billing SaaS от “Форвард-Телеком”  —  это платформа, которая легко меняется в зависимости от потребностей компании-заказчика и ее бюджета. Крупному бизнесу, для которого более важной, нежели цена, характеристикой биллинга является гибкость его настроек, предлагается глубокая кастомизация системы, ее тонкая “заточка” под желания заказчика. Для среднего бизнеса есть варианты с базовым функционалом, где кастомизированы только жизненно-важные для успешной интеграции системы элементы. При этом “база”, которую предлагает “Форвард-Телеком”, это результат анализа и отбора тех решений, что уже зарекомендовали себя за время многолетнего (с 2004 года) присутствия компании в сфере внедрения IT-систем.

При выборе любой из опций безусловным плюсом становится еще и то, что заказчик получает доступ не только к качественному ПО и надежной техподдержке, но к уникальному интеграторскому опыту “Форвард-Телеком”. Линейка программных продуктов компании сегодня позволяет в кратчайшие сроки, за 2-3 месяца, поставить биллинг с нуля буквально на пустом месте, как это было сделано в проекте для оператора “КрымТелеком”. Или, напротив, осуществить сложную интеграцию биллинговой платформы с работающей программной инфраструктурой. Пример такого проекта  —  биллинг для оператора “Тинькофф Мобайл”. Здесь необходимо было наладить в том числе обмен данными между биллинговой платформой и системами внутри Тинькофф Банка, при том сделать это быстро и без ущерба для безопасности.

Продакт-каталоги, облачные технологии  —  многое из этого сейчас кажется излишеством, но только тем, кто привык работать по старинке и мыслить текущим моментом  —  “до сих пор же работало”. Но в рыночной гонке побеждает тот, кто смотрит вперед и умеет предупредить растущие потребности своего клиента. Объединение гибкой тарификации, управления балансами, поддержка продакт-каталога и грамотная интеграция с PRM  —  то, что уже составляет ядро современной биллинговой системы. Чем дольше телекоммуникационные компании откладывают нововведения в этой сфере, тем сложнее потом будет “догнать паровоз”. Кто в итоге окажется “lifestyle enabler”, а кто поставщиком одиночных услуг, пытающимся найти просвет в клубке взаимосвязанных сервисов, которыми клиента окружили более дальновидные конкуренты, решается уже сейчас. И не последнюю роль тут сыграет современный функциональный биллинг.